Въ послѣдніе года въ русской печати много говорилось о пропагандѣ латинства і уніи среди русскихъ старообрядцевъ главнымь образомъ — "австрійскаго" или "бѣлокриницкаго" толка.
Казалось бы страннымъ і невозможнымъ завести переговоры Ватикану — съ старообрядцами, ибo послѣдніе считаютъ, что даже греко-россійская церковь, реформировавшая въ XVII вѣкѣ свой богослужебный ритуaлъ, уклонилась отъ первоначальной цѣлости і чистоты вселенскаго вѣроученія. Что же касается латинства і уніи, тo ихъ старообрядцы признаютъ, виражаясь церковнымъ языкомь, находящимися въ числѣ "еретиковъ перваго чина", т. е. считають латинниковъ і уніятовъ некрещеными. Словомъ, Римъ і старообрядчество — это два противоположныхъ полюса. І до послѣдняго времени никому изъ латинскихъ пропагандистовъ і въ голову не приходило завести сношенія съ "липованами", ибо подобная затѣя, какъ несбыточная, заранѣе обречена на смерть.
Однако же, графъ Андрей Шептицкій, бывшій галицкій уніятскій митрополить, съумѣль перебросить мостъ надъ этой пропастью і изыскалъ средства соединенія этихъ двухъ полюсовъ.
Въ 1897 году графъ Шептицкій посѣтилъ лично старообрядческій "липованскій" монастырь, находящійся въ Бѣлой Криницѣ въ Буковинѣ. Здѣсь онъ имѣлъ нѣсколько продолжительныхъ бесѣдъ съ старообрядческимъ митрополитомь Афанасіемъ, а бывшій коломенскій епископъ Пафнутій проживавшій тогда въ Бѣлой Криницѣ, обстоятельно ознакомилъ графа Шептицка го съ положеніемъ старообрядчества въ Россіи і Австріи. Возможно, что именно чрезъ посредство епископа Пафнутія графъ Шептицкій завелъ знакомство і среди московскихъ і нижегородскихъ старообрядцевъ. Немаловажную роль въ сношеніяхъ Шептицкаго со старообрядцами сыгралъ і eгo наперстникъ, бывшій русскій человѣкъ, д-ръ Илларiонъ Свѣнцицкій (хранитель Національнаго музея во Львовѣ), женатый на московской купчихѣ — старообрядкѣ В—ой.
Агенты Шептицкаго разъѣзжали по всѣмъ старообрядческимъ центрамъ, вездѣ сѣяли смуту і убѣждали передовыхъ старообрядческихъ дѣятелей принять унію съ Римомъ, обѣщая признать каноническое достоинство "австрійско-бѣлокриницкой" ієрархіи.
Какъ извѣстно, восточные патріархи і pycскій синодъ отказались признать каноническое достоинство этой ієрархіи. Это обстоятельство крайне огорчаетъ старообрядческихъ дѣятелей і они неоднократно предпринимали рѣшительные шаги къ тому, чтобы какъ-нибудь побудить греко-россійскую церковь, въ лицѣ ея представителей, признать ихъ іерархію законной і дѣйствительной, но ихъ ходатайства до сихъ поръ терпѣли неудачу.
Шептицкій, какъ хитрый іезуитъ, это учелъ. Чрезъ своихъ агентовъ, а также путемъ подпольной литературы, онъ сталъ обѣщать признаніе бѣлокриницкой іерархіи — канонической со стороны Римской куріи, конечно, въ томъ случаѣ, если старообрядцы согласяться вступить въ церковное общеніе съ римско-католической церковью.
И невозможное стало возможнымъ. Русскіе старообрядцы начали переговоры съ Шептицкимъ объ условіяхъ римо-старообрядческой уніи. При Ватиканѣ была образована особая комиссія подъ предсѣдательствомъ папскаго секретаря кардинала Мерри-дель-Валя, которая, согласно желанію Шептицкаго, нашла возможнымъ признать каноническимъ характеръ старообрядческо-бѣлокриницкой іерархіи.
Этимъ актомъ латинники принесли старообрядцамъ неоцѣненную услугу: получивъ признаніе оть "апостольскаго престола", австрійская старообрядческая іерархія на шагъ подвинулась впередъ. Но горячія головы "липованъ" желали видѣть признаніе своей іерархіи со стороны Рима не на словахъ или бумагѣ, а, такъ сказать, на самомъ фактѣ. І въ результатѣ начался переходь бѣлокриницкихъ старообрядцевъ, во главѣ со своими священниками, въ унію.
Изъ купеческой Москвы достаточно назвать извѣстныхъ милліонеровъ Абрикосовыхъ, перешедшихъ изъ старообрядчества въ унію, чтобы имѣть представленіе среди какого класса работалъ Шептицкій і компанія. Три старообрядче- скихъ священника о. Евстафій Сусалевъ, о. В. Сторожевъ і о. Волошукъ, вѣроятно, — съ вѣдома і благословенія высшихъ духовныхъ старообрядческихъ властей, оставили старообрядческій толкъ і присоединились къ уніи. Шептицкій ихъ принялъ "въ сущемъ санѣ", т. е. і по переходѣ въ унію они остались священниками. Слѣдовательно, Римская курія фактически признала каноническое достоинство "липованскаго" священства.
Эти успѣхи вскружили голову графу-митрополиту, і онъ мечталъ уже о подчиненіи Риму всего русскаго старообрядчества.
Но онъ жестоко ошибся. Фальшивое дѣло носило само въ себѣ зачатки разложенія. Изъ троихъ — только одинъ Евстафій Сусалевъ оказался природнымъ старообрядцемъ, а оо. Волощукъ і Сторожевъ, принимая унію, переходили уже въ третью вѣру.
Этотъ "тріумвиратъ" заслуживаетъ того, чтобы на прошедшую eгo дѣятельность бросить хоть слабый лучъ свѣта.
О. Сусалевъ служилъ священникомъ въ старообрядческомъ приходѣ нижегородской епархіи. За безнравственное поведеніе еп. Инокентій лишилъ eгo прихода. Оставшись безъ куска хлѣба, — онъ пробрался въ Москву і здѣсь "позналъ православіе", но онъ былъ принятъ, какъ простой мірянинъ, а не священникъ. Эго ему не понравилось, і онъ перекочевалъ къ Шептицкаму, который принялъ его уже какъ законнаго іерея.
О. Сторожевъ, православний по рожденію, служилъ православнымъ приходскимъ священникомъ въ Тобольской губ., въ Курганскомъ уѣздѣ, і за какое-то прегрѣшеніе былъ лишенъ мѣста. Не долго думая, онъ отправился въ Н. Новгородъ къ старообрядческому епископу Иннокентію, который і принялъ его въ старообрядчество "въ сущемъ санѣ" — священникомъ. Прослуживъ нѣкоторое время въ санѣ австрійскаго старообрядческаго священника о. Сторожевъ разошелся съ епископомъ і попечителями і пошелъ искать счастья у Шептицкаго перейдя въ унію, т. е. второй разъ перемѣнивъ свои религіозныя убѣжденія.
Третій типъ уніатскаго "миссіонера" среди старообрядцевъ — о. Волощукъ, много интереснѣе другихъ.
Нѣсколько лѣтъ тому назадъ въ одномъ изъ захудалыхъ уѣздныхъ городовъ юго-западнаго края жилъ исправникъ по фамиліи Волощукъ — малороссъ.
Представительная наружность і громовой протодіаконскій басъ привлекли вниманіе православнаго епископа, посѣтившаго этотъ городъ, і онъ предложилъ Волощуку поступить къ нему въ качествѣ протодіакона. І вотъ, Волощукъ изъ исправника превратился въ протодіакона. Шли годы. Голосъ ослабѣвалъ. Епископъ-благодѣтель былъ переведенъ въ другое мѣсто. Пошли интриги. Волощукъ затосковалъ. Пытался пройти въ священники, но, такъ какъ онъ не имѣлъ спеціальнаго богословскаго образованія, то ему въ этомъ было отказано. Этотъ отказъ переполнилъ чашу тєрпѣнія; Волощукъ озлобился і рѣшилъ перейти въ старообрядчество. Съ этой цѣлью онъ отправился къ тому же знаменитому еп. Иннокентію и, поставивъ условіемъ полученіе іерейскаго сана, присоединился къ бѣлокриницкому согласію. Иннокентій рукоположилъ Волощука въ санъ іерея, і онъ былъ назначенъ на священническое мѣсто при Богородской фабрикѣ А. И. Морозова, одного изъ главныхъ дѣятелей австрійской іерархіи.
Но со временемъ дѣла Волощука пошатнулись: появились обличители, которые выводили его на чистую воду, стали возникать недоразумѣнія съ А. И. Морозовымъ, і въ результатѣ — о. Волощукъ очутился на службѣ у Шептицкаго. Въ качествѣ уніатскаго миссіонера, о. Волощукъ, совокупно съ Сусалевымъ і Сторожевымъ, путешествовали по юго-западному краю і уговаривали старообрядцевъ присоединяться къ Риму, но его пропаганда успѣха не имѣла, такъ какъ старообрядческій народъ отнесся къ ней сдержанно. Плохо оказалось о. Волощуку быть і уніятскимъ священникомъ і онъ года два тому назадъ, бритый і въ сутаннѣ, каялся въ Александро-Невской Лаврѣ въ Петротрадѣ, возвращаясь назадъ въ православіе. Какъ несчастному человѣку ему синодъ і частныя лица помогли матеріально, і онъ, будучи уже во второй разъ православнымъ, скинулъ духовное платье, открылъ магазинъ колоніальныхъ товаровъ і цѣлый годъ торговалъ, но скоро прогорѣлъ і вновь принялся за старое ремесло. Уѣхавъ заграницу, онъ выдалъ себя за католическаго патера. Имъ заинтересовался папскій секретарь кардиналъ Мерри-дель-Валь і предложилъ ему отправиться въ Америку, въ качествѣ латинскаго священника миссіонера, съ цѣлью привлекать въ лоно латинской церкви проживающихъ тамъ безпоповцевъ і другихъ старообрядцевъ. Волощукъ отправился въ Америку і въ городѣ Оттавѣ получилъ настоятельское мѣсто. Но такъ какъ въ Америкѣ не принимаютъ латинскихъ священниковъ женатыхъ, то о. Волощукъ выдалъ себя за холостого, а жену оставилъ съ дѣтьми въ Россіи. Неожиданно, однако, въ Америку пріѣхала жена Волощука і настойчиво потребовала, чтобы онъ ее принялъ, какъ законную супругу, въ свой домъ. Вышелъ скандалъ. Но хитрый малороссъ і тутъ нашелся: собравъ народъ въ храмъ, онъ совершилъ литургію и, по окончаніи ея, вишелъ къ народу і заявилъ, что онъ въ душѣ всегда оставался старообрядцемъ, отрекается отъ Рима, какъ ереси, проклинаетъ Шептицкаго і объявляетъ себя священникомъ "свободной христіанской церкви старовѣрческаго обряда".
Основаніемъ новой вѣры, проповѣдуемой о. Волощукомъ, должна служить любовь. Никакихъ перегородокъ. Кто противъ него, — тотъ еретикъ; кто-же приходить къ нему въ храмъ, і недѣлаетъ зла, тотъ есть братъ. Чинопріема никакого. Членами новой церкви могуть быть всѣ: і католики, і православные, і лютеране, і старообрядцы, і сектанты. При этомъ Волощукъ увѣрялъ, что его поддерживаетъ извѣстный старообрядческій епископъ Михаилъ (Семеновъ, бывшій профессоръ Петроград. духовной академіи), который уже женился въ Россіи і скоро долженъ явиться въ Америку, какъ первый епископъ свободной церкви.
Такимъ образомъ, Волощукъ опять обманулъ Шептицкаго і римскую курію: онъ отрекся отъ нихъ, какъ отъ заблудшихся.
И вотъ, съ такими людьми Шептицкій мечталъ покорить старообрядчество, а затѣмъ і русское православіе, подъ иго Рима.
Невольно хочется сказать словами Евангелія:
"Всякъ садъ, егоже не насади Отець Небесний, искоренится". Искоренился і основанный Шептицкимъ на пескѣ старообрядческомъ уніятскій "садъ", і мы видѣли, съ какой поспѣшностью удирали изъ него наемные "дѣлатели" і "сотрудники". Будемъ вѣрить, что подобная нелѣпая затѣя не повторится въ другой разъ.
Свящ. В. Демидовъ.
[Прикарпатская Русь]
21.11.1914