У насъ сообщалось уже въ телеграммахъ о состоявшемся 25 марта въ Петроградѣ открытии временной этнографической русскаго населенія въ Галичинѣ, Буковинѣ и Венгріи выставки, устроенной въ двухъ залахъ этнографическаго отдѣла русскаго музея императора Александра ІІІ.
Петроградскія газеты даютъ болѣе подробное описаніе этой выставки:
Выставка открывается схематической картой русскаго населенія Восточной Галичины, Буковины и Угорской Руси. На картѣ разными красками отмѣчены этнографическія группы жителей галицкой равнины и Буковины, бойковъ, лемковъ, гуцуловъ и угорскихъ русиновъ. Въ витринахъ выставлены народные костюмы, типы населенія (манекены), разныя издѣлія, вышивки, головные уборы, образцы посуды и т. д.
Устроители выставки выпустили иллюстрированный указатель съ подробнымъ описаніемъ всѣхъ коллекцій. Въ предисловии къ указателю отмѣчается, что галичане въ продолженіе многихъ вѣковъ "съ замѣчательнымъ упорствомъ отстаивали свою вѣру, свой языкъ, свою устную и книжную словесность, добивались своихъ школь и своихъ народныхъ учрежденій и сохранили всѣ свои этнографическія особенности".
Предисловіе къ указателю заканчивается перечнемъ главнѣйшихъ источниковъ для ознакомленія съ этнографией Восточной Галичины, Буковины и Угорской Руси.
Выставленныя отдѣломъ коллекціи народныхъ костюмовъ, типовъ, предметовъ домашнего и хозяйственнаго обихода и произведений народнаго искусства русскаго населенія, находившагося подъ скипетромъ Австро-Венгерской монархіи, были собраны путемъ особыхъ экспедицій этнографическаго отдѣла музея. Эти экспедиціи, состоявшіяся въ 1904, 1905, 1906 и 1907 годахъ, по планамъ и подъ руководствомъ хранителя отдѣла музея Ф. К. Волкова, должны были всесторонне обслѣдовать и изучить Галичину, Буковину и Угорскую Русь, собрать коллекціи предметовъ этнографическаго значенія и запечатлѣть на фотографическихъ снимкахъ всѣ наиболѣе интересныя церкви, хаты и типы этого края. Въ теченіе всѣхъ этихъ поѣздокъ не удалось, къ сожалѣнію, исчерпывающимъ образомъ закончить изслѣдованіе восточной части галицкой равнины. Надвинувшіяся грозныя событія временно пріостановили работы экспедиціи, и окончаніе ихъ мы увидимъ лишь послѣ наступленія мирнаго времени.
Выставленныя коллекціи образно и ярко рисують живописныхъ, родныхъ намъ по крови коренныхъ обитателей Восточной Галичины, Буковины и Угорской Руси, принадлежащихъ къ большой этнографической группѣ малоруссовъ. Пять племенъ, носящихъ свои народныя названія, составляютъ подраздѣленія этой большой группы: жители галицкой равнины, бойки, лемки, гуцулы и угророссы. На соотвѣтствующія пять группъ подраздѣленъ и весь экспонируемый на выставкѣ матеріалъ.
И типы, и костюмы населенія жителей галицкой равнины очень близко подходятъ къ нарядамъ и внѣшности обитателей Подоліи и Волыни. Рослый парень изъ Лешнева, бродскаго округа, въ длиннополой свиткѣ и въ высокой смушковой шапкѣ, кажется исконнымъ обитателемъ нашихъ Каменца или Вишневцовъ; миловидная дѣвушка изъ села Куты, въ характерной черной запаскѣ, съ красной каймой внизу, какъ бы только что явилась съ одной изъ праздничныхъ ярморокъ Каменецъ-Подольской губерніи.
Занимающіе среднюю часть сѣверо-восточнаго склона Карпатъ, по долинамъ Сана, Стрыя и др. — бойки — и одеждою, и въ постройкахъ своихъ уже значительно отличаются отъ своихъ соплеменниковъ. Костюмы ихъ: женскія безрукавки — "либики", свитки — "сираки" и "сердаки", "пидколынници" зачастую носятъ на себѢ печать очень древняго славянскаго покроя. Женщины замужнія носятъ весьма старинной формы бѣлый головной уборъ — "чипецъ", мужчины отпускаютъ длиннее волосы, бреютъ ж только, какъ всѣ малороссы, бороду, но, сплошь да рядомъ, и усы. Полны большой художественной красоты богато представленные на выставкѣ въ фотографіяхъ старинныя деревянныя однокупольныя и трекупольныя церкви Бойковщины, такія характерныя для этой, въ общемъ, мало извѣстной намъ страны.
Третья группа, занимающая самую нижнюю часть Бескидъ — лемки, наружностью своей болѣе всего отличается отъ прочихъ русинскихъ племенъ. Мужчины всѣ бреютъ усы, волосы стригутъ коротко, свиту носятъ короткую, штаны — узкіе, верхняя одежда у нихъ — "чуга", или "гунька", съ огромнымъ воротникомъ, спускающимся сзади ниже пояса и украшенньмъ бахромой.
Племя гуцуловъ особенно богато предствлено на выставкѣ. Почти вся вторая зала отведена подъ коллекціи предметовъ по этнографіи этого рослаго, граціознаго, красиваго народа, отличающагося ярко выраженной наклонностью къ красочности и орнаментаціи. Пестрыя, преимущественно изъ ярко краснаго сукна свитки, чулки, рукавицы изъ разноцвѣтной шерсти, богато вышитыя мѣховыя безрукавки — "киптари", даютъ какой-то особый колоритъ этимъ обитателямъ горныхъ мѣстностей южныхъ Карпатъ. Богато украшены пестрымъ орнаментомъ и предметы домашняго ихъ обихода, мѣдная и деревянная утварь, глиняная посуда, музыкальные инструменты и типичныя для гуцуловъ трости въ видѣ топорика.
Послѣднее племя — угро руссы — обитаетъ по юго восточнымъ склонамъ Карпатъ и подверглось значительному вліянію мадьяръ.
Обращаетъ на себя вниманіе витрина съ исключительной по богатству коллекцій гуцульскихъ писанокъ — пасхальныхъ яицъ, разрисованныхъ неизвѣстными живописками-женщинами въ высшей степени художественнымъ, богатымъ красками и значительнаго разнообразія орнаментомъ.
Временная выставка помѣшается въ новомъ зданіи отдѣла, и входъ на нее ограниченъ лишь весьма небольшимъ числомъ посетителей, когорымъ отъ отдѣла посланы спеціальные пригласительные билеты.
Кромѣ костюмовъ, издѣлій и т. д., на выставка имѣется богатый отдѣлъ фотографій, иллюстрирующихъ типы населенія, разные памятники старины и т. д. Особенно интересны витрины съ деревянными издѣліями и пасхалыми яйцами. Послѣдняя коллекція обращаеть на себя вниманіе замѣчательнымъ богатствомъ и красочностью орнаментаціи, преобладающими мотивомъ которой является греческій крестъ. Tутъ же точная копія съ интересной гуцульской печи.
Выставка будетъ открыта ежедневно до 29-го марта включительно, а затѣмъ по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ, 5-го, 12-го, 19-го, 23 го и 30-го апрѣля.
[Прикарпатская Русь]
10.04.1915