Подъ такимъ заголовкомъ "Одесскій Листокъ" открылъ на своихъ столбцахъ анкету для выясненія прошлаго и нынѣшняго положенія въ Галичинѣ и обратился за разъясненіями прежде всего къ предсѣдателю отдѣленія Галицко-русскаго Благотворительнаго О-ва въ Одессѣ проф. П. Е. Казанскому.
"Запутанный узелъ междунаціональныхъ отношеній въ Галичинѣ — говоритъ "Одесскій Листокъ" — давно уже привлекаетъ вниманіе русскаго общества и печати. Теперь-же съ присоединеніемъ восточной Галичини къ Россіи, вопросъ о національныхъ отношеніяхъ, существующихъ среди населенія Галичины пріобрѣтаетъ особый интересъ.
Какъ видно изъ статьи г. Вергуна въ "Лукоморьѣ", еще со временъ Царя Михаила Феодоровича, въ Россію посилались жалобы на гоненія галичанъ за вѣру православную.
Первый изъ русскихъ Царей, посѣтившій Галицкую Русь, былъ Петръ Великій. Возвращаясь изъ Вѣны, вслѣдствіе извѣстій о стрѣлецкомъ бунтѣ въ Москвѣ, царь Петръ проѣхалъ главные города Галицкой Руси, былъ въ Перемышлѣ, Львовѣ, Равѣ Русской, вездѣ принимая депутаціи русскаго населенія и щедро ихъ награждая. Во время своихъ посѣщеній Галичини царь Петръ заступался передъ польскимъ королемъ за мѣстное русское населеніе, указывая на безчинства іезуитовъ.
Въ 1784 г. Екатерина Великая приказала своимъ войскамъ занять Львовъ и другіе гopoда Галичины. Русская оккупація продолжалась до 1792 года, когда Червоная Русь, по первому дѣлежу Польши, досталась Австріи.
Послѣ раздѣла Польши, императрица Екатерина II не разъ думала о возсоединеніи Галицкой Руси. Она еще въ 1794 г. писала Храповицкому: "Владиміръ на Волыни мы заняли причинѣ, а со временемъ обмѣняемъ у австрійскаго императора польскія губерніи на Галицкую Русь, благо Галичина ему совсѣмъ не кстати".
На вѣнскомъ конгрессѣ 1815 г. судьба Червоной Руси была испорчена на цѣлое столѣтіе. Императоръ Александръ І посѣтилъ Угорскую Русь, проѣзжая въ Будапештъ. Въ г. Бардѣевѣ онъ принималъ депутацію угро-руссовъ и выписалъ многихъ изъ нихъ въ Россію. Угро-руссы были помощниками Сперанскаго при составленіи свода законовъ.
Императоръ Николай І думалъ въ 1846 г. во время занятія русскими войсками Кракова объ обмѣнѣ Галичины на часть Царства польскаго. Онъ объ этомь переписывался съ Паскевичемъ, но венгерскій походъ повернулъ дѣло иначе.
Императоръ Александръ II выписалъ галицко-русское духовенство и въ 1877 г. поднялъ вопросъ объ улучшеніи судьбы Галицкой Руси. Онъ часто высказывалъ мысль, что раньше освобожденія южныхъ славянъ надо было завершить собираніе русскихъ земель.
При Императорѣ Александрѣ III гр. Игнатьевымъ въ 1888 г. былъ снова возбужденъ вопросъ объ обмѣнѣ Восточной Галичины на нѣкоторыя губерніи царства польскаго. Въ 1890 г. Императоръ Александръ III принимая въ Почаевской лаврѣ въ присутстіи Наслѣдника престола депутацію галицко-русскихъ крестьянъ, сказалъ: "Я знаю васъ, помню о васъ и не забуду васъ".
А нынѣшній Государь, будучи Наслѣдникомъ еще, проѣзжая изъ Вѣны въ Кіевъ черезъ Львовъ, сказалъ графу Лобанову-Ростовскому, указывая на эту Русскую землю: "Вотъ еще не собранный русскій край!"
Нынѣ доблестныя русскія войска завоевали Галичину, присоединили ее, наконецъ, вновь къ Россіи. Верховнымъ Главнокомандующимъ издано вслѣдъ за завоеваніемъ Галичины воззваніе, трактующее о дарованій Галичинѣ правъ на національное и культурное развитіе. Надо полагать и надѣяться, что отнынѣ національныя отношенія въ Галичинѣ будутъ разсматриватъся подъ инымъ угломъ зрѣнія, чѣмъ во время австрійскаго владычества и что сложный, запутанный узелъ междунаціональныхъ отношеній будетъ, если не разрубленъ, то, по крайней мѣрѣ, національная борьба будетъ вестись въ иной плоскости, иными пріемами.
Какъ же смотрятъ теперь на галичскій узелъ люди, близко его изучавшіе?
Взглядъ галицко-русскаго о-ва
Спрошенный нами по поводу междунаціональныхъ отношеній въ Галичинѣ предсѣдатедь одесскаго отдѣла Галицко-русскаго об-ва проф. П. Е. Казанскій даль намъ слѣд. обстоителный oтвѣтъ:
— Общественныя и національныя отношенія въ Галичинѣ, Буковинѣ и Угорской Руси чрезвычайно сложны, запутаны и обострены. И если сложность и запутанность явились, какъ естественное послѣдствіе всѣмъ, нынѣ извѣстной многострадальной исторіи этихъ областей, то въ обостреніи отношеній различныхъ группъ населенія въ значительной степени, а можетъ быть и всецело, виновато австрійское правительство. Оно, дѣйствительно, считало основной задачей государственной мудрости насажденіе взаимной вражды между разными національностями, политическими партіями, общественными слоями и пр. Всѣ, въ частности, народности, населяющія данныя области, были глубоко безразличны ему, но взаимная ненависть и борьба ихъ должны были облегчить ему достиженіе основной задачи, — постепеннаго обращенія Австріи въ чисто нѣмецкое государство. Въ настоящее время русская государственная власть является въ Прикарпатье, залитое во время австрійскаго господарства кровью и слезами, съ вѣтвью мира. Она призываетъ всѣ народности къ мирному сожительству, ко взаимному уваженію и сотрудничеству. Задача эта достижима только въ такомъ случаѣ, если русское правительство будетъ поддержано въ своемъ благомъ намѣреніи, по крайней мѣрѣ, рѣшающими факторами тамошней областной жизни. О томъ, что сочувствіе всего русскаго общества въ Имперіи на сторонѣ мыслей, положенныхъ въ основу трехъ обращеній Верховнаго Главнокомандующаго: къ полякамъ, къ галицкимъ русскимъ и къ народамъ Австро-Венгріи, говорить, конечно, не приходится.
— Съ этой точки зрѣнія было-бы не только ошибкой, но и прямымъ преступленіемъ, ясли-бы въ русской печати продолжали появляться статьи, ставящія своей задачей травлю такъ называемыхъ "москвофиловъ". Рѣзкія выступленїя противъ нихъ и всегда были несправедливы и покоилисъ на плохомъ знаніи дѣйствительнаго положенія вещей. При австрійскомъ господствѣ, сообщенія въ русской прессѣ лживыхъ свѣдѣній о "москвофилахъ" должны были содѣйствовать усиленію преслѣдованія ихъ, судебной и внѣсудебной, упрощенной, по австрійскому образцу, расправѣ съ идейными борцами за національное пробужденіе русско-галицкаго народа. Ho теперь "москвофилы" въ силѣ. Что же теперь имѣется въ виду? Не хотятъ-ли, растравливая старыя раны, заставить ихъ не забывать прошлаго, заставить ихъ не считаться со своими прежними преслѣдователями? Ужъ не духъ ли австрійскихъ политическихъ канцелярій вселился въ перья нѣкоторыхъ русскихъ публицистовъ? Вражда, во что бы то ни стало! Въ недалекомъ прошломъ бороться съ подобными статьями было совершенно безнадежнымъ занятіемъ, настолько русское общественное мнѣніе было сбито съ правильнаго пути упорнымъ и широко поставленнымъ распространеніемъ злобныхъ измышленій относительно совершенно законнаго явленія. Но въ настоящее время нашъ общественный и политическій горизонтъ прочистился, благодаря военной грозѣ.
— Для многихъ, къ сожалѣнію, будетъ совершенно неожиданнымъ узнать, что "москвофилы" — такіе-же хорошіе малороссы, какъ и такъ называемые галицкіе "мазепинцы". Единственное различіе ихъ отъ послѣднихъ состоитъ въ раздѣляемомъ ими убѣжденіи, что малороссы — неотдѣлимая часть тріединаго русскаго народа, что у всѣхъ вѣтвей русскаго народа єсть нѣкое общее священное достояніе въ области духовной культуры и, прежде всего, общерусскій книжный языкъ, надъ созданіемъ котораго работали всѣ вѣтви русскаго народа а въ прошломъ — даже преимущественно малороссы, и что судьбы малороссовъ неразрывно связаны, по меньшей мѣрѣ, въ національномъ отношеніи съ общей матерью — Россіей. Другими словами, они стоять на той-же точкѣ зрѣнія, которую раздѣляютъ всѣ русскіе украинцы, начиная съ предсѣдателя Госуд. Думы г. Родзянко. Они считаютъ пагубнымъ заблужденіемъ мнѣніе, что малороссы совсѣмъ особый отъ великороссовъ народъ, чуть-ли непризванный къ одной враждѣ съ послѣднимъ — желаніе всячески обособить эти вѣтви единаго ствола, особенно въ языковомъ и книжномъ отношеніяхъ и, наконецъ, стремленіе искать лучшаго будущаго для малороссовъ не въ Россіи, а въ Австріи, словомъ, все то, что называютъ "мазепинствомъ". При общей тенденціи міровой жизни къ объединенію, эти разъединительныя попытки по отношенію къ русскому народу могутъ, по ихъ мнѣнію, имѣть лишь одинъ смыслъ: расколоть цѣлое на части для того, чтобы затѣмъ уничтожить эти части одна за другой. Идейный источникъ "мазепинства" надо искать, такимъ образомъ, лишь среди враговъ всей Руси вообще... Для того, чтобы охарактеризовать позицію "москвофильства" слѣдуетъ также отмѣтить, что сторонники его не относились враждебно къ полякамъ и взаимно пользовались симпатіями, по крайней мѣрѣ нѣкоторыхъ польскихъ круговъ, настолько, что на послѣднихъ постоянно доносили въ Вѣну, — кто доноситъ, понятно, безъ поясненій, — что поляки поддерживаютъ вредную секту "москвофиловъ". Надо, впрочемъ, сказать, что всѣ вообще галицкіе малороссы находятся подъ сильнымъ польскимъ і культурнымъ влїяніемъ. Оно и понятно: вѣдь, не только западная Галичина населена преимущественно поляками, но и въ восточной ихъ очень много. Разъ все это такъ, по присоединеніи русскихъ областей Австро-Венгріи къ Россіи и по исчезновеніи, такимъ образомъ, центровъ, питавшихъ "мазепинство", всякое дѣленіе среди галицкихъ малороссовъ должно исчезнуть и они обьединятся съ русскими украинцами, всецѣло принявъ ихъ политическую и національную идеологію. Этому не помѣшаетъ то обстоятельство, что австрійцамъ удалось передъ войной и во время нея нанести страшный ударъ "москвофиламъ". Десятки тысячъ ихъ были заточены въ тюрьмы. Сотни и тысячи разстрѣляны, повѣшены и вырѣзаны. Этимъ рѣшительно ничего не достигнуто. Вѣдь громадное большинство не только крестьянъ, но интеллигенціи, считавшихся, подъ давленіемъ начальства, — мазепинцами, всегда въ тайнѣ молились Богу о скорѣйшемъ пришествіи русскаго Царя. "Москвофильство" не истреблено.
— Возрожденію не только русской, но и польской жизни въ Галичинѣ не малую пользу принесетъ также то обстоятельство, что многіе изъ видныхъ вождей русской народной партіи, все-же, спаслись, именно задолго до войны, тотчасъ по окончаніи процесса Бендасюка, выѣхали въ Россію и вообще изъ Австро Венгріи: такъ, уѣхали депутатъ Государственной Думы Марковъ, редакторъ "Прикарпатской Руси" Лабенскій, предсѣдатель русскаго клуба галицкаго сейма Дудыкевичъ, предсѣдатель русскаго Народнаго Cовѣта Глушкевичъ и т. д. Сюда-же бѣжали и братья Геровскіе и много русско-галицкой молодежи, а также С. Ю. Бендасюкъ. Теперь они частью уже возвратились въ Галичину. Будучи одушевлены самыми лучшими чувствами по отношенію ко всѣмъ своимъ согражданамъ, а въ томъ числѣ къ малороссамъ и къ полякамъ, они, несомнѣнно, принесуть много пользы дѣлу устройства присоединяемыхъ къ Россіи областей на новыхъ началахъ. Ограничиваться работой исключительно надъ національнымъ пробужденіемъ народа они, конечно, болѣе не стануть. Вь частности, напр., г. Бендасюкъ читалъ недавно въ Петроградскомъ Галицко-Русккомъ о—вѣ докладъ, въ которомъ доказывалъ, что нѣтъ основанія радикально ломать строй и управленіе присоединяемыхъ къ Россіи провинцій Австро-Венгріи. Достаточно сдѣлать небольшія надстройки и предоставить самой жизни проложить себѣ, если понадобится, новые пути..
[Прикарпатская Русь]
23.10.1914