Митрополитъ Шептицкій и русское дѣло.

І. 19 сентября бывшій галицкій уніятскій митрополить графь Андрей Шептицкій по распоряженію русскихъ властей вывезенъ изъ Львова вь глубь Россіи. Мѣра рѣшительная и въ то-же время вполнѣ справедливая, вызванная всей преступной дѣятельностью гр. Шептицкаго носившего, какъ бы въ насмѣшку, древнее историческое званіе митрополита галицкаго и кіевскаго...

 

Для того, чтобы мѣра, принятая по отношенію къ бывшему галицкому духовному сановнику стала вполнѣ ясна и понятна, мы считаемъ долгомъ хотя бы вкратцѣ, насколько позволяетъ газетная статья, изложить всю столь вредную для русской церкви, русской народности, русскаго государства и, значить, русскаго дѣла вообще, дѣятельность гр. Шептицкаго.

 

Въ 1882 году австрійское правительство, конечно, не безъ благословенія Рима, рѣшило пойти на послѣдній рѣшительный приступъ противъ галицко-русской, хотя и уніатской, но все таки русской церкви. Нельзя вѣдь забывать, что галицко-русскій народъ, совращенный со своей родной православной вѣры въ унію многовѣковыми усиліями польской шляхты и іезуитовъ, сохранилъ въ своей душѣ прежнюю преданность православной вѣрѣ. Вѣдь разница заключалась въ сущности только въ томъ, что уніятская церковь сохранивъ полностью весь православный церковный обрядъ и славянскія богослужебныя книги, признала главенство папы и католическій догматъ о происхожденіи св. Духа отъ Отца и Сына. (filiogue). Фактически народ? Мая масса, не входя въ догматическія тонкости, считала себя по прежнему православной. Такимъ образомъ давнишняя польско-іезуитская идея — оторвать Галицкую Русь сперва въ религіозномъ а потомъ и въ національномъ отношеніяхъ отъ остальной православной Руси все еще была далека оть осуществленія. Поэтому врагамъ рускаго дѣла нужно было принять болѣе рѣшительныя мѣры для скорѣйшаго окатоличенія и значить, денаціонализаціи Прикарпатской Руси и даже всей Малороссіи.

 

Съ этой цѣлью австрійское центральное и польское областное правительство рѣшило въ 1882 г. всѣ русскіе монастыри чина св. Василія Великаго передать въ руки іезуитовъ для окончательнаго преобразованія ихъ въ духѣ католическаго фанатизма и для изгнанія изъ уніятскаго богослуженія всего, что въ немъ осталось чисто православнаго.

 

Въ зто время графъ Андрей Шептицкій, блестяшій драгунскій офицеръ, неожиданно почувствовалъ сильное влеченіе къ монашеской жизни. Потомокъ когда-то русскаго дворянскаго рода, окончательно ополяченнаго уже нѣсколько вѣковь тому назадъ, самъ рьяный полякъ, не знавшій ни слова по-русски, такъ-же загадочно-неожиданно полюбилъ русскій народъ, русскій языкъ и его галицкое нарѣчіе. Поступилъ скромнымъ монахомъ въ василіанскій монастырь въ Добромилѣ. Офицеръ превратился вдругъ въ монаха, полякъ въ русскаго...

 

Прошло нѣсколько лѣтъ и гр. Шептицкій былъ назначенъ уніатскимъ епископомъ въ Станиславовѣ а немного спустя, по смерти митроп. Куиловскаго, — митрополитомъ Галицкой Руси. Его аристократическое происхожденіе, огромное вліяніе въ рѣшающихъ кругахъ, блестящія манеры и умѣніе говорить всѣмъ сладкія слова, привлекли къ нему симпатіи чуть ли не всего галицко-русскаго духовенства, ошибочно видѣвшаго въ немъ смѣлаго и сильнаго защитника восточнаго обряда галицкой уніятской церкви.

 

Но вотъ, вслѣдъ за словами пошли дѣла, не оставившія ни въ комъ сомнѣнія относительно стремленій изворотливаго іезуита. Съ свойственной этой кастѣ рѣшительностью, не останавливаясь ни передъ какими средствами, онъ сталъ насаждать и укрѣплять какъ среди подчиненнаго ему духовенства, такъ и въ народныхъ массахъ мазепинскій сепаратизмъ. Епископами онъ назначалъ рьяныхъ приверженцевъ украинскаго сепаратизма, злѣйшихъ враговъ всего русскаго. Управленіе уніятскими духовними семинаріями онъ ввѣрилъ тѣмъ-же мазепинцамъ, отрекшимся отъ русскаго имени. Кандидатовъ духовнаго званія, не скрывавшихъ своего русскаго происхожденія, перестали принимать въ духов. семинаріи, а поступившихъ начали исключать оттуда. Дошло до 1-ого, что въ львовской уніятской духовной семинаріи изъ общаго числа 216 воспитанниковъ осталось только 11 человѣкъ не желавшихъ преклониться передъ "украинской" идеей, но и тѣ немирне подвергались, съ вѣдома и одобренія Шептицкаго, бойкоту, побоямъ и всякаго рода издѣвательствамъ со стороны товарищей украинцевъ.

 

Молодыхъ русскихъ людей, для которыхъ мечтой жизни было сдѣлаться свяшенниками и работать для просвѣщенія и экономическаго блага народа, Шептицкій исключалъ изъ духовной семинаріи послѣ того, какъ они прошли четыре курса, нарочно для того, чтобы вычеркнутъ изъ ихъ жизни нѣсколько лѣтъ.

 

Одновременно съ такой чисткой въ рядахъ русскаго духовенства и русскихъ семинаристовъ б. митрополитъ Шептицкій сталъ вводить pазныя новшества въ уніятское богослуженіе дабы приблизить его къ латинскому, какъ-то, супликаціи, wystawienia, godzinki, молебны кь Іисусову Сердцу, майскія молебствія, коронки, шкаплержи, монстранціи и пр. причемъ первылпі новаторами явились тѣ-же реформированные на іезуитскій манеръ монахи-василіане, у которых ненависть къ русскому православному обряду доходила до бѣшенства. Руссофобскій характеръ носила и издательская дѣятельность василіанскихъ монастырей. Изданія эти были переполнены изступленной хулой православной вѣры въ родѣ той, что Іуда, предавшій Христа, тѣм самымъ перешелъ изъ католической въ православную вѣру. Приведеные до сихъ поръ примѢри дѣятельности Шептицкаго явились только первымъ этапомъ для осуществленія егo болѣе широко задуманнаго плана: совратить въ унію а потомъ въ католичество и наконецъ ополячить всю Малую и Бѣлую Русь.

 

Для болѣе успѣшнаго достиженія этой цѣли б. уніятскій митрополитъ съ одной стороны притворился восторженнымъ поклонникомь возвышенной идеи объединенія всѢхъ цеквей и сталъ принимать самое дѣятельное участіе въ организаціи и трудахъ кирило-мефодіевскихъ съѣздовъ въ Велеградѣ. На этихъ съѣздахъ, блистая своей образованностью, знаніемъ русскаго язика и догматовъ православной церкви, онъ всячески старался привлечь живыя симпатіи русскихъ теологовъ, чтобы тѣм вѣрнѣе обмануть высшее русское общество относительно своихъ замысловъ. Съ другой стороны Шептицкій изслѣдовалъ почву въ самой Россіи. Сперва онъ послалъ туда своего довѣреннаго монаха-василіянина ксендза Ломницкаго, а затѣмъ уже сталъ ѣздить самъ.

 

Ввиду того что истинная цѣль посѣщеній Шептицкимъ Россіи должна была оставаться скрытой, также какъ и єгo дѣятельность тамъ, поѣздки его были окружены тайной, онъ ѣздилъ въ Россію инкогнито, съ подложнымъ паспортомъ подъ видомъ представителя какой-либо торговой фирмы.

 

[Прикарпатская Русь, 01.10.1914]

 

II. Рѣзко отличается дѣятельность гр. Шептицкаго въ Россіи, когда онъ бывалъ тамъ оффиціально, — отъ той, которую онъ проявлялъ при посѣщеніяхъ Россіи инкогнито.

 

Однажды многихъ поразило сообщеніе газеты "Часъ", органа краковской польской шляхты, ставленникомъ которой являлся на галицко-русскоиъ митрополичьемъ престолѣ ея братъ по духу и крови — польскій графъ Шептицкій.

 

Въ названной газетѣ сообщалось, что львовскій митрополитъ, поставившій себѣ задачей жизни заботу о своей паствѣ, обратился къ русскимъ правительственнымъ кругамъ съ ходатайством о разрѣшеніи скупать землю въ Бѣлоруссіи и поселять на ней галицко-русскихъ крестьян. Благодаря знакомству съ высокопоставленными лицами ему удалось получить разрѣшеніе пріобрѣтать землю въ Минской губерніи.

 

Графу Шептицкому удалось своєму ходатайству придать видъ особенной заботливости съ ero стороны не только о матеріяльномъ благѣ галицко-русскихъ крестьянъ; онъ доказывалъ, что переселеніе болѣе просвѣшенныхъ и въ національномъ отношеніи болѣе сознательныхъ галицко-русскихъ крестьянъ въ области, населенныя ополяченными римо-католиками бѣлоруссами, принесеть пользу русскому дѣлу и будетъ способствовать переходу бѣлоруссовъ изъ католицизма въ унію и тѣмъ самымъ возвращать ихъ русской національности.

 

Въ дѣйствительности цѣль гр. Шептицкаго была совратить въ унію не ополяченныхъ римо-католиковъ бѣлороссовъ а именно православныхъ мало-велико- и бѣлороссовъ. Дня этого Шептицкій заблаговременно позаботился подготовить въ Львовѣ, Инсбрукѣ и другихъ мѣстностяхъ агитаторовъ, набранныхь какъ изъ числа мѣстныхъ украинофиловъ такъ и изъ числа русскихъ неудачниковъ, выгнанныхъ изъ Россіи пропагандистовъ и даже уголовнихъ преступниковъ. Всѣ они, получивъ здѣсь въ Львовѣ поверхностное духовное образованіе и, главное, пройдя курсъ религіозно-политической пропаганды, должны были вмѣстѣ съ крестьянами-переселенцами отправиться въ Россію для распространенія среди русскаго населенія религіознаго и политическаго сепаратизма т. е. уніи и мазепинства.

 

Теперь вспомнимъ о томъ, что дѣлалъ гр. Шептицкій въ Россіи, когда являлся туда подъ чужимъ имнемъ на пр. въ качесітвѣ агента велосипедной фирмы.

 

Не стѣсняясь ничѣмъ, увѣренный въ томъ, что ему удалось обмануть дѣятельность русскихъ властей, онъ шелъ навѣрняки, проникая всюду, куди ему было нужно. Законъ, правила общественной жизни, для него не существували.

 

Была только цѣль: пропагандой уніи нанести ударъ православію, раздѣлить русское общество, рускій народь на два враждующихъ стана, отравленныхь сильнѣйшей изъ страстей: религіозной. Въ тонко разсчитанную игру вовлекались имъ и русскій идеалистъ, мечтающій о примиреніи вceгo человѣчества, конечно прежде всего въ области религіозной; и озлобленный на весь русскій міръ революціонеръ; и оскорбленный въ своихъ чувствахъ ханжа; и самый обыкновенный аферыстъ. Таинственность, вѣрнѣе подпольность этой организаціи придавала какой то особый отпечатокъ именамъ ея членовъ.

 

Ксендзы Верцинскій въ Москвѣ, Дейбнеръ въ Петроградѣ, Траче въ Львовѣ. Но и Буковина не была оставлена Шептицкимъ безъ вниманія; и туда онъ сумѣлъ проникнуть, совративъ въ католичество нѣсколькихъ липованъ, (православныхъ сектантовъ, переселившихся туда изъ Россіи), которымъ онъ обѣщалъ создать церковную іерархію подъ главенствомъ папы.

 

Найдя себѣ поддержку какъ со стороны австрійскаго правительства такъ и со стороны поляковъ, видя сравнительно немалый успѣхъ своей дѣятельности, Шептицкій сталъ мечтать о томъ, чтобы сдѣлаться патріархомъ всѣхъ уніатовъ. Мысль эту ему нашептывали круги, мечтавшіе разбить Россію, и присоединить къ будущей, Великой Габсбургской монархіи всю Южную и Западную Русь, "воскресить" и освободить отъ "московскаго ига Украину".

 

Привлекая къ уніи возможно большее число приверженцевъ, Шептицкій одновременно задумалъ порвать еще одну сильную связь уніатской церкви съ православной: а именно изъять славянскія богослужебныя книги. Разсчетъ былъ весьма простъ: сколько ни убѣждали галицкіе мазепинцы, галицко-русскіе крестьянскіе массы въ культурной и національной самостоятельности мало-русскаго племени, всѣ доводы ихъ разбивались о священныя книги, общія во всѣхъ русскихъ земляхъ. Поэтому-то и нужно было измѣнить языкъ церковныхъ книгъ. Гр. Шептицкій началъ съ молитвенниковъ, которые приказалъ впредь издавать на галицко-русскомъ простонародномъ нарѣчіи, испещренномъ полонизмами. Наконецъ, послѣ этихъ подготовительныхъ роботъ, гр. Шептицкій созвалъ совѣщаніе изъ своихъ единомышленниковъ, священниковъ, рѣшившихъ славянскій языкъ богослужебныхъ книгъ уніатской церкви, замѣнить "украинскимъ" языкомъ.

 

Военныя событія застигли гр. Шептицкаго въ самомъ разгарѣ его вышеизложенной дѣятельности До чего непоколебимы были его надежда на разгромъ Россіи, доказываютъ, въ числѣ многихъ другихъ, хотя бы слѣдующіе факты. Наканунѣ открытія военныхъ дѣйствій онъ издалъ воззваніе къ своей паствѣ, въ которомъ въ весьма неизысканныхъ выраженіяхъ говорилъ о "московскомъ царѣ", готовящемся наложить кайданы рабства на галицко-русскій народъ, его вѣру, его духовную и матеріальную культуру. Узкія рамки настоящей статьи не позволяютъ намъ привести это воззваніе въ полномъ видѣ, но это будетъ сдѣлано въ отдѣльной статьѣ въ одномъ изъ ближайшихъ номеровъ нашей газеты.

 

Другой фактъ ярко характеризуетъ не только поступки, но и внутреннія качества Шептицкаго.

 

Тысячи галицко-русскихъ крестьянъ и интеллигентовъ всѣхъ сословій, въ томъ числѣ выше 600 священниковъ, заподозрѣваемыхъ въ сочувствіи русскому дѣлу, были арестованы австрійскими властями тотчасъ по объявленію мобилизаціи. Всѣхъ ихъ отвозили и отводили въ тюрьмы, при чемъ уличная озвѣрѣвшая толпа жестоко ихъ избивала. На улицахъ Львова евреи били по лицу русскихъ свяшенниковъ, плевали имъ въ лицо, бросали въ закованныхъ цѣпями камни. Нѣкоторые, какимь то чудомъ избѣжавшіе такой же участи русскіе священники, тюремные врачи (поляки), видѣвшіе въ тюрьмахъ нашихъ узниковъ въ крови и ранахъ, наконецъ даже польское высшее духовенство обратились къ б. митрополиту Шептицкому съ просьбой прекратить подобныя ужасныя сцены, унижающія достоинство духовенства вообще. Шептицкій хладнокровно и рѣзко отказалъ, добавивъ, что русское дѣло въ Галиціи окончательно погибло и что оставшихся на свободѣ русскихъ священниковъ можетъ спасти только скорѣйшее отреченіе отъ русскаго имени и переходъ къ "украинцамъ".

 

Черезъ недѣлю послѣ занятія г. Львова русскими войсками, гр. Шептицкій былъ арестованъ и увезень въ глубь Россіи. Причиной его ареста была, однако, не его, крайнє вредная Россіи дѣятельность, предшествовавшая паденію Львова, а фактъ, что онъ не счелъ нужнымъ, хотя бы въ видахъ простого приличія, нѣсколько уняться, умѣрить свою неслыханную вражду и ненависть къ вѣрѣ побѣдоносныхъ русскихъ войскъ.

 

Хитрая игра Шептицкаго съ іезуитско-ловкимъ разсчетомъ окружить себя ореоломъ мученичества, потерпѣла, вмѣстѣ со всей его разрушительной работой, полную неудачу. Онъ увезенъ, не оставивъ по себѣ сожалѣнія и вызвавъ своимъ отъѣздомъ не сочувствіе въ русскомъ народѣ, а глубокій вздохъ облегченія.

 

***

 

"Кіевлянинъ" сообщаетъ:

Бывшій уніатскій митрополигъ Галичини графъ Шептицкій — ярый сторонникъ императора Франца Іосифа.

Во время осады Львова онъ проявлялъ особую энергію, агитируя противъ русскихъ.

Митрополитъ организовалъ свою боевую дружину, сражавшуюся на передовыхъ позиціяхъ.

Графъ Шептицкій — очень высокаго роста, широкоплечій, съ небольшой темной съ просѣдью бородой. На немъ митрополичья сутана.

 

[Прикарпатская Русь, 02.10.1914]

 

 

02.10.1914