Историческая роль Львовской Ставропигіи

Состоявшееся въ нынѣшнемъ году, въ традиціонный день Фомина воскресенья, годичное общее собраніе Ставропигійскаго Института отличалось особеннымь оживленіемъ и торжественнымъ подъемомъ духа.
Приподнятое настроеніе собранія и торжественный тонъ и характеръ его совѣщаній и рѣшеній показывали, что всѣ участники собранія съ достойнымъ вниманіемъ учли и съ полнымъ сознаніемъ отвѣтственности взвѣсили всю важность историческаго момента, поистинѣ безпримѣрнаго и единственнаго въ продолжительной жизни этого высокозаслуженнаго культурнаго учрежденія Галицкой Руси. Съ поры своего возникновенія и за весь долгій, свыше 300-лѣтній періодъ своего дѣятельнаго существования, ему впервые довелось нынѣ свободно праздновать свой традиціонный годовой праздникъ въ свободномъ и возрожденномъ къ новой жизни русскомъ Львовѣ!
Первоначально, въ эпоху литовско-польскаго владычества, въ качествѣ одного изъ первыхъ и главныхъ западно-русскихъ братствъ, Львовское Успенское Братство преимущественно радѣло о чистотѣ вѣры и обряда, зорко слѣдило за нравственнымъ поведеніемъ своихъ членовъ-братчиковъ, усердно занималось дѣлами благотворительности въ кругу своей православной паствы и, что самое главное, высоко держало знамя церковно-національнаго просвѣщенія, какъ своей типографско-издательской дѣятельностью, такъ и въ особенности знаменитой во всей Западной Руси своей братской школой. Надѣленное въ 1586 г. со стороны константинопольскаго патріарха правами и привилегиями "Ставропигіи", Львовское Братство стало вести упорную и небезуспѣшную борьбу въ защиту православия съ іезуитско-католическимъ засильемъ въ самое лютое время вѣроисповѣдной и національной нетерпимости и гнета въ Польшѣ. Вынужденное, наконецъ, въ началѣ XVIII-го вѣка, принять унію, Братство задалось чрезвычайно трудной, но вмѣстѣ съ тѣмь и высокопатріотической миссіей — отстаивать и спасать отъ окончательной гибели, по крайней мѣрѣ, то, что еще сохранить и спасти казалось возможнымъ, и съ этой цѣлью, въ послѣдніе годы старой Польши и затѣмъ подъ владычествомъ Aвстріи, сосредоточило всю свою дѣятельность, бдительность и энергію на дѣлѣ утвержденія и защиты русской культуры и неприкосновенности греко-восточнаго церковнаго обряда въ Галичинѣ.
Съ совершившимся нынѣ освобожденіемъ и возсоединеніемъ Карпатской Руси съ Россіей, также и условія жизни и круга дѣйствій этого старѣйшаго нашего культурнаго учрежденія, конечно, совершенно измѣняются и раздвигаются гораздо шире. Всѣ тѣ возвышенныя и, казалось, недостижимыя культурно-національныя начала, за которыя Ставропигія въ продолженіе нѣсколькихъ столѣтій стойко и неустрашимо боролась и къ которымъ, выбиваясь изъ силъ, всегда стремилась, теперь, подъ державной сѣнью русскаго двуглаваго орла, вдругъ перестали считаться чѣмъ-то предосудительнымъ или даже преступнымъ и получили полную возможность живого и свободнаго развитія и расцвѣта.
И старое русское Братство въ нынѣшнее Фомино воскресенье дало живое выраженіе этому знаменательному сознанію грядущаго народнаго возрожденія, свободы и правды. Какъ нашимъ читателямъ уже извѣстно, нынѣшнее общее его собраніе поручило новоизбранному совѣту незамедлительно обсудить историческую роль Ставропигійскаго Института, какъ защитника православія, и въ возможно скоромъ времени созвать чрезвычайное общее собраніе для вынесенія по этому вопросу соотвѣтственнаго рѣшенія.
Обозрѣвая эту историческую роль Ставропигіи съ лучшей, смѣло можно сказать, подвижнической стороны, нельзя, конечно, и сомнѣваться въ характерѣ и направленіи предстоящихъ ея рѣшеній. Для защиты православія въ глубокую старину Ставропигія была основана, за православіе геройски боролась многіе вѣка, и православіе должно въ нынѣшній великій и радостный моментъ освобождения воспрянуть и просіять въ ней особенно сильно и ярко. Это — несомнѣнное почетное преимущество за служеннаго Львовскаго Братства, это — священнѣйшій долгъ его не только передъ собственной своей свѣтлой исторіей, но и передъ всѣмъ галицко-русскимъ народомъ вообще!
Предстоящій знаменательный шагъ Ставропигіи будетъ имѣть для вопроса объ окончательномъ духовномъ объединении Карпатской Руси съ Россіей, несомненно, огромное значеніе. Какъ древнѣйшій и передовой, пользующійся во всей странѣ высокимъ авторитетомъ, культурный очагъ, она приложитъ нынѣ свою древнюю пeчать исторической правды и санкцій къ тому великому акту, который стихійно проявляется теперь въ живомъ и неудержимомъ порывѣ народа и пачертанъ искони въ его душѣ и сердцѣ. Ставъ опять православной, Львовская Ставропигія станетъ снова во главѣ народа, правда, не для борьбы съ гонителями православія, ибо ихъ, конечно, въ Россіи не будетъ и быть не можетъ, а для возвышенія и утверждения въ странѣ его достоинства и полнаго торжества.
С. Бендасюкъ.

15.04.1915

До теми