Росіяне про нашу партію.

 

Петербурска щоденна газета "День" посвячує нам передову статю в 845 ч., котру отсе перепечатуємо до слова. Завважаємо, що ми до російскоі мови й літератури стоімо так само, як сербскі радикали, т. є. признаємо єі велику культурну вагу, та при тім не думаємо зрікатися руско-украйінскоі мови й праці для власного розвою так як се роблять сербскі радикали. Загалом-же, "російска культура" не потягне нас бодай доти, доки Росія нестане свобiдною державою, чи то союзом свобідних народностей. Тут ми непоправні западники.

 

Редакція.

 

Надняхъ въ Галичинѣ произошло событіе, обратившее на себя вниманіе всей западнославянской печати, но, по обыкновєнію, почти незамеченное русскою прессою, такъ много толкующею о славянахъ безъ достаточнаго знанія славянскихъ дѣлъ. Мы говоримъ о возникновеніи въ Галичинѣ новой политической партіи, принявшей имя русско-украинской радикальной партіи и во многомъ сходной съ сербскими радикалами, которые, въ настоящее время пользуются въ Россіи столь широкою и заслуженною популярностью. Даже судьбы обѣихъ партій весьма сходны. Какъ извѣстно, начало сербскаго "радикализма" весьма отличается отъ его нынѣшняго состоянія. Вначалѣ сербское радикальное движеніе имѣло несколько неясный, не то національный, не то космополитическій характеръ, имѣло примѣсь разныхъ западно-европейскихъ ученій, вполнѣ примѣнимыхъ къ Англіи или къ Бельгіи, но вовсе не подходящихъ къ экономическому и культурному состоянію Сербіи и т. п. Мало-по-малу, однако, въ сербской радикальной партіи люди дѣла, люди, ясно понимавшіе практическія задачи, взяли верхъ надъ туманными теоретиками, и партія стала вполнѣ народною, единственною народною въ Сербіи. Совершенно подобный процессъ развитія прошли галицко-русскіе радикалы. Десять лѣтъ тому назадъ они интересовались болѣе теоретическими догматами, чѣмъ непосредственными практическими задачами. Теперь отъ прежней теоретической подкладки осталось лишь вѣрное пониманіе нѣкоторыхъ отвлеченныхъ вопросовъ, вродѣ ученія о цѣнности и о капиталѣ, всѣ же постороннія наслоенія уступили мѣсто здравому отношенію къ дѣйствительности.

 

Надняхъ главные представители новой галицко-русской партіи, какъ уже извѣстно читателямъ нашей газеты изъ напечатанной на-дняхъ телеграммы, разослали по всей Галичинѣ, а частью и въ другихъ областяхъ Австріи, 5.000 экземпляровъ напечатанной ими "программы" будущей дѣятельности этой партіи. Если отбросить нѣкоторыя искусственныя и черезчуръ уже теоретическія выраженія, то въ общемъ, слѣдуетъ признать полную удовлетворительность новой программы. Галицко-русская или, какъ она себя называетъ, русско-украинская радикальная партія рѣзко отличается отъ обѣихъ старыхъ партій. Въ то время, какъ украинскіе "народовцы" гонятся исключительно за формальнымъ понятіемъ о народности и, разсуждая о народныхъ правахъ, нерѣдко мирятся съ австрійскими и польско-шляхетскими теченіями, новая партія добивается настоящей экономической и политической независимости народныхъ массъ. Отъ "москалефиловъ" новая партія отличается тѣмъ, что вмѣсто преклоненія передъ разными ретроградными журнальными партіями, вмѣсто увлеченія однимъ лишь внѣшнимъ могуществомъ Россіи (односторонность, свойственная отчасти и другимъ славянскимъ партіямъ, даже младо-чехамъ, повторяющимъ злополучныя слова Палацкаго: границы языковъ образуетъ только мечъ) — вмѣсто всего этого, новая галицко-русская партія стремится, прежде всего къ усвоенію тѣхъ культурныхъ началъ, которыя выработаны русскимъ обществомъ.

 

Для ознакомленія съ программою новой партіи, мы укажемъ на нѣкоторые изъ ея существеннѣйшихъ пунктовъ. Въ экономической области партія добивается развитія общинныхъ и артельныхъ началъ; требуетъ уничтоженія монополій (вродѣ существующей въ Австріи соляной монополіи), лоттерей, обременительнихъ налоговъ; добивается прекращенія субсидій крупнымъ капиталамъ и умноженія субсидій народнымъ предпріятіямъ, развитія мѣръ, сокращающихъ ростовщичество и т. п. Въ области политической новая нартія, сознавая, что ей приходится дѣйствовать, прежде всего, въ предѣлахъ легальныхъ рамокъ австрийской конституціи, добивается непосредственной всеобщей закрытой подачи голосовъ; отмѣны сословныхъ и иныхъ привиллегій; упраздненія системы курій при выборахъ (эта система даетъ перевѣсъ въ Галичинѣ — польской шляхтѣ, въ Чехіи феодаламъ). Партія желаетъ предоставленія избирательныхъ правъ также женщинамъ; требуетъ реформы нынѣшняго австрійскаго милитаризма, полагая, что для державы, состоящей изъ различныхъ народностей, наилучшею военною системою является швейцарская система. Въ Швейцаріи, какъ извѣстно, центръ тяжести военнаго воспитанія перенесли въ школу: двѣнацятилѣтніе мальчуганы уже упражняются въ школѣ, стрѣляя въ цѣль изъ настоящихъ ружей веттерли и участвуя въ особо организованныхъ военныхъ маневрахъ. Галицкіе радикалы желаютъ, чтобы въ Австріи, по примѣру Швейцаріи, постоянная армія была замѣнена милиціей, чтобы военное образованіе получалось постепенно въ школѣ, не отнимая времени у взрослыхъ рабочихъ и чтобы Австрія приняла дѣятельнѣйшее участіе во всѣхъ международныхъ совѣщаніяхъ, клонящихся kъ упразднению войнъ, къ развитію международнаго права, установленію международныхъ судилищъ и т. п.

 

Все это, конечно, требованія, которыя весьма мало повліяютъ на австрійское правительство; но въ исторіи развитія самосознанія галицко-русскаго народа они будутъ играть весьма важную роль и въ этомъ смыслѣ ихъ значеніе велико. Надо же когда-нибудь поставить программу болѣе широкую, чѣмъ та, которую выставляли до сихъ поръ обѣ старыя галицкія партіи. Намъ кажется, что со временемъ къ этой программѣ присоединятся лучшіе изъ народовцевъ и москалефиловъ. Народовцы поймутъ, что широкая экономическая и политическая программа радикаловъ ни мало не идетъ въ разрѣзъ съ ихъ любовью къ малорусской рѣчи; москалефилы, въ свою очередь поймутъ, что эта программа не удаляетъ, а сближаетъ галицкую Русь съ Россіей. Возвращаясь къ изреченію Палацкаго: "границы народностей образуетъ мечъ", мы можемъ сказать, что мечъ бываетъ не только въ рускихъ, но и въ нѣмецкихъ рукахъ, что испытали на себѣ соплеменники того же Палацкаго, но нынѣшніе чехи доказали нѣмцамъ, какъ эфемерно господство, основанное только мечемъ. Связь Россіи со всѣми славянами и, въ частности, съ Галицкою Русью, основана на томъ, что сильнѣе всякаго меча: на міровомъ значеніи русской культуры, единственной міровой культуры, которая годится для славянъ. Это выражено даже нашимъ величайшимъ поэтомъ Пушкинымъ. Призывая славянскіе ручьи къ сліянію въ русскомъ морѣ, онъ разумѣлъ подъ этимъ никакъ не господство русскаго меча, a исключительно культурное господство, подразумевая подъ этимъ, что изъ всѣхъ славянскихъ культуръ, одна лишь русская, кромѣ чисто національнаго значенія (которое имѣютъ всѣ культуры) обладаетъ другимъ — высшимъ мiровымъ, наравнѣ съ тремя великими западными культурами — французскою, германскою, англійскою. Эта истина до сихъ поръ плохо понимается даже многими друзьями Россіи, не говоря уже о недругахъ. Ралицко-русскіе радикалы, насколько можно судить по началу ихъ партіи, кажется поняли или вскорѣ поймутъ существенное различіе между национальными культурами — такова галицко-русская и міровыми — такова русская или, какъ говорятъ поляки, россійская. Въ этомъ пониманіи лежитъ ключъ къ разрѣшенію вопроса о славянской взаимности. Усвоеніе русскаго языка, русскаго просвѣщенія не противоречитъ развитію отдѣльныхъ славянскихъ народностей а является необходимымъ его дополненіемъ. Да не подумаетъ читатель, что мы проповѣдуемъ нѣчто вродѣ польскаго "мессіанизма" (ученіе о спасеніи Европы отъ невѣрія и пролетаріата) или славянофильскаго обновления "гнилой Европы". Признавая великія достоинства западныхъ культуръ, мы полагаемъ, однако, что въ славянскомъ мірѣ только русская культура можетъ пустить прочные корни и стать культурою "міровою".

 

Конечно подъ словомъ "культура" мы подразумѣваемъ исключительно духовныя, умственныя и нравственныя богатства русскаго народа и предполагаемъ вполнѣ добровольное и сознательное усвоеніе этихъ сокровищъ другими славянскими народностями".

 

Ну, що-ж на се "Червоная Русь" i "Діло"?

 

[Народ]

15.11.1890