Проф. Ф. И. Свистунъ, нашъ ученый историкь, публицисть, многозаслужившійся предсѣдатель Общества им. М Качковского и библіотекарь "Народного Дома“, оправился оть продолжительной тяжкой болѣзни и вступает опять въ должностт яко сеніор „чиновниковь русского народа“. Вчера мы имѣли счастье приветствовати любимого ветерана патріота въ помѣщеніи нашей газеты и услышали изъ его устъ, що здоровье его поправилось, що онъ чувсвуетъ себе хорошо. Несказанно обрадованныи, доводимъ о томъ до свѣдѣнія читателей нашей газеты и думаемь, що явимся толкователями ихъ мыслей, если пожелаемъ Филиппу Ивановичу продленія на многіи годы его драгоцѣнной жизнаи на пользу русского дѣла и отечественной науки.
Выборъ одного депутата въ сеймъ изъ гор. Львова на мѣсто упокоившого Цюхцинского состоится 11 н. ст. февраля. Поляки выдвинули кандидатуру городского головы Неймана а мазепинскій „Народний комітет" утвердилъ и офиціально объявилъ кандидатуру д-ра Лонгина Цегельского. Русскіи избиратели должны воздержатись отъ подачи голосовъ.
Новое „пробоство“. Министерство вѣроисповѣданій и просвѣщенія розрѣшило учредити новый римо-католическій приходъ въ Ваневцѣ, короснянского уѣзда, для одного села Ваневки. То чисто русское село будетъ имѣти латинскій приходъ, хотя кромѣ нѣсколькихъ робочихъ въ нефтяныхъ промыслахъ, 3 учителей и чиновника почты тамъ нѣтъ ни одного поляка. Уже и названіе села перекрестили на Węglówka. Новая twierdza!
Польсная алчность. Краковская Nowa Reforma въ письмѣ изъ Лабовы жалуется. що Полонія потеряла въ томъ городку свою placówk-y. Передъ 30 годами, пишетъ газета, никто ничего не слышалъ тамъ о русскихъ. Съ поры однако, когда пришелъ на тамошній приходъ о. Ив. Дуркотъ все перемѣнилось. Бывшіи, по мнѣнію газеты, поляки сдѣлались tward-ыми Rusin-ами и при выборахъ въ громадскую раду избрали, якъ было до сихъ поръ, войтомъ не поляка, а сознательного русского человѣка К. Куланду. Въ виду того горсточка поляковъ не имѣетъ ни откуда помощи и оставлена на произволъ судьбы. Коментаріи къ тому, кажется, излишни. Мы удивляемся только, якъ могутъ поляки, вездѣ на всякомъ шагу пренебрегающіи русскими (примѣромъ могутъ служити хотя бы выборы въ львовскую городскую думу, въ которую, не смотря на то, шо здѣсь живетъ 40 тысячъ русского населенія не избрано ни одного русского)— выступати съ подобными требованіями.
Три самоубійства произошли въ понедѣльникъ 3 н. ст. февраля во Львовѣ. Каменярскій челядникъ Тадей Словикъ, будучи передъ нѣсколькими недѣлями въ кофейнѣ Менашеса, придрался въ веселомъ росположеніи къ оркестру и розбилъ капельмейстру скрипку. За то привлекли его къ судебной отвѣтственности. Словикъ обиталъ у своей сестры по улицѣ св. Софіи а нѣсколько разъ упоминалъ ей о томъ процесѣ, заявляя, що если проиграетъ, то лишитъ себе жизни. Третьяго дня состоялось розбирательство. Объ исходѣ дѣла онъ не розсказывалъ сестрѣ ничего, но по его поведенію можно было заключати, що исходъ былъ неблагополученъ. Вечеромъ розговоривалъ Словикъ съ сестрою, предвѣщая опять самоубійство, но его словамъ не вѣрили. Вдругъ, сказавши: „Будьте теперь здоровы“—онъ приложилъ револьверъ къ лѣвой груди и выстрѣлилъ. Пула попала въ сердце и вызвала моментально смерть. Словику 29 лѣтъ отъ роду.
Кардиналъ Францъ Нагль, упокоившійся вчера, 4 нов. ст. февраля, управлялъ не полныи три лѣта архіепископскимъ престоломъ въ Вѣнѣ. Былъ онъ однимъ изъ найбольше выдающихся іерарховъ въ Австріи. Уроженецъ Вѣны, получилъ покойный богословское образованіе въ Римѣ и состоялъ тамъ нѣкоторое время професоромъ въ нѣмецкой богословской колегіи dell' Anima. Оттуда перешелъ онъ на епископскій престолъ въ Тріестѣ, гдѣ среди необыкновенныхъ трудностей (споръ о славянскую литургію) успѣлъ пріобрѣсти себѣ авторитетное положеніе. Въ февралѣ 1910 г. былъ назначенъ коадъюторомъ маститого вѣнского архіепископа кардинала Груши cum iure successionis. Назначеніе то вызвало огромное удивленіе, такъ якъ въ общемъ предполагали, що наслѣдникомъ архіепископа Груши будетъ назначенъ епископъ-суфраганъ Маршаль. Когда по истеченіи нѣсколькихъ мѣсяцевъ кардиналъ Груша умеръ, обнялъ покойный архіепископскій престолъ. Въ 1911 г. былъ онъ произведенъ въ кардиналы. Нѣсколько мѣсяцевъ тому назадъ вручилъ папа Пій X покойному торжественно въ папской консисторіи кардинальскій капелюхъ. Скончавшійся архіепископъ Нагль былъ — якъ называла его либеральная печать — „римскимъ епископомъ“, т. е. мужемъ довѣрія папской куріи. Его трехлѣтнее правленіе отличалось трудомъ надъ вскрѣпленіемъ католического духа и оживленіемъ религійной жизни. Самымъ большимъ торжествомъ его усилій въ томъ направленіи былъ все мірный Евхаристическій конгресъ, состоявщійся вь сентябрѣ 1912 г. Покойный исполнялъ должность предсѣдателя комитета, устроиваюшого упомянутую великолѣпную манифестацію и вмѣстѣ съ кардиналомъ-легатомъ Ванъ Россумомъ держалъ монстранцію во время Евхаристического шествія. Нѣсколько недѣль тому назадъ заболѣлъ ракомъ желудка, которая болѣзнь и прекра- тила его довременную жизнь.
Экзотичесній военный министръ австрійскимъ капраломъ. Въ Оломуцѣ служитъ въ настояшее время въ 54 пѣхотномъ полку въ ранзѣ капраля бывшій военный министръ въ Марокко, чехъ Черный, который происходитъ изъ Моравіи изъ бѣдной семьи. Въ Марокко сдѣлалъ онъ чрезвычайно быструю карьеру, подобно якъ его землякъ Мокрый, который былъ когда-то народнымъ учителемъ и служилъ яко одногодичный доброволецъ въ 28 пѣх. полку, а въ Марокко сдѣлался выдаюшимся державнымъ достойшшомъ. Возвратившись на родину, былъ Черный асентированъ на три лѣта и не смотря на его высокое африканское войсковое достоинство, былъ принужденъ поступити въ австрійскую армію яко рядовый. Сей часъ послѣ возникновенія балканской войні, Черный внесъ на имя императора прошеніе о розрѣшеніи вступити въ турецкую армію, получилъ однако отказъ. При сей случайности газеты отмѣчаютъ, що нынѣшній черногорскій военный министръ, генералъ Мартиновичъ, служилъ въ свое время въ австрійской арміи яко рядовый при крѣпостной вртилеріи въ Которѣ. Мартиновичъ дослужился въ продолженіи своей 12-лѣтней службы, степени Feurwerker-а.
Изуродованная картина Рѣпина. На дняхъ отъ руки безумца чуть не погибла и во всякомъ случаѣ сильно пострадала въ московской Третьяковской галереѣ картина знаменитого художника И. Е. Рѣпина „Іоаннъ Грозный и царевичъ Іоаннъ“. „Въ началѣ 11 часа — сообщаютъ „Русскія Вѣдомости“ — вскорѣ послѣ того, какъ галерея была открыта для посѣтителей, въ нее явился молодой человѣкъ, по одеждѣ — рабочій. Служителямъ галереи его лицо было знакомо, такъ какъ онъ въ послѣднее время уже не разъ бывалъ въ галереи, проводилъ въ ней довольно много времени, подолгу останавливаясь передъ нѣкоторыми картинами, между прочимъ и передъ тѣмъ рѣпинскимъ полотномъ, которое выше названо. Походивъ по галереѣ въ глубокой задумчивости, онъ прошелъ въ рѣпинскую комнату, вдругъ подбѣжалъ къ „Іоанну Грозному“, перепрыгнулъ черезъ барьеръ и съ истерическими выкриками: „Кровь! Къ чему кровь? Долой кровь!“ трижды ударилъ ножомъ въ полотно и произвелъ три большихъ надрѣза на картинѣ. Служитель, стоявшій въ нѣсколькихъ шагахъ отъ него, бросился къ нему и обезоружилъ. Совершившій этотъ дикій поступокъ былъ отведенъ въ залу совѣта, куда вскорѣ прибылъ кустосъ галереи И. С. Остроуховъ. И на него и затѣмъ на полицейскаго врача задержанный произвелъ впечатлѣніе несомнѣнно помѣшаннаго. Въ своихъ объясненіяхъ онъ очень путался, то начиналъ плакать, креститься, восклицалъ съ тономъ искренняго раскаянія: „Простите меня, что́ я надѣлалъ!“, то снова начиналъ кричать: „Зачѣмъ кровь? Не надо крови!“. Себя онъ сначала назвалъ Балашовымъ и показалъ, что онъ — иконописецъ. На вопросъ, почему онъ пріобрѣлъ ножъ (кривой, употребляемый садовниками), онъ отвѣтилъ: „Чтобы выпускать кровь изъ людей и картинъ. Рѣпину отправлена въ Петроградъ телеграма и онъ на слѣдующій день пріѣхалъ Москву. Увидя картину, онъ воскликнулъ съ волненіемъ въ голосѣ: „Ахъ, Боже мой, какое несчастье!“ Осмотрѣвъ детально картину, Рѣпинь выразилъ надежду, что все-таки, можетъ быть, удастся исправитъ поврежденіе.
Долговѣчныи люди. Одинъ изъ прикомандованныхъ къ болгарскимъ делегатамъ на лондонской конференціи дипломатовъ, болгарскій консулъ въ Ливерпулѣ, сообщилъ газетѣ Daily Telegraph, що на-дняхъ умеръ его пра-прадѣдъ, достигшій 132 лѣгь. Недавно еще на свадьбу его правнучки собралось больше 200 прямыхъ потомковъ того патріарха и онъ говорилъ, що желаетъ прожити столько, щобы похоронити всѣхъ своихъ сыновей. Почтенный старецъ женился вторично, имѣя уже 96 лѣтъ и выростидъ двухъ сыновей отъ того брака. По тому поводу Daily Telegraph приводитъ справку о скончавшихся въ 1912 году въ старцахъ. Всего умерло лицъ свыше 90 лѣть — 260. Старшею изъ нихъ была ирландка Марта Дунъ 117 лѣтъ. Особенно долговѣчно духовенство: 24 священники прожили по 95—97 лѣтъ. Рѣдкій случай приводитъ газета Eclair. Въ городѣ Эстеръ въ Нормандіи умерла старушка Люсидармъ на 106 году. Она была замужемъ четыре раза; послѣдній разъ вѣнчалась, имѣя 89 лѣтъ с 50 лѣтнимъ мужемъ. Отъ горя послѣ его кончины умерла и она.